ВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ Из воспоминаний ветеранов: история Валентины Гавриловны Бурмагиной - КОМПЛЕКСНЫЙ ЦЕНТР СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ НАСЕЛЕНИЯ ГОРОДА БАРНАУЛА
Когда началась война, Валентине Гавриловне Бурмагиной было 6 лет.
Она с семьей жила неподалеку от Ленинграда. В один миг маленькой девочке пришлось быстро повзрослеть. Она вспоминает, как с приходом немцев все словно оказались в аду.
 
002
Валентина Гавриловна вспоминает, как гитлеровцы не щадили никого и ничего. Придя в топкие окрестности Ленинграда, им требовался настил дня танков, чтобы гусеницы тяжелых машин не погружались в грунт. Настил этот делали из домов. Для этого, вспоминает ветеран, разрушили и их дом. Она помнит, как мама в окно увидела приближающийся танк, схватила ее и сестру и выскочила во двор, едва не попав под гусеницу танка. Затем немцы перебили скот. С коровы содрали шкуру, а пса пристрелили и за лапы подвесили к столбу. Сохранили жизнь только лошади, ее увели в помощь фашистской армии. Самым страшным, по словам Валентины Гавриловны, был момент, когда немцы ослепили ее дядю. Он не выдержал жестокости немцев, пытался их остановить, за это лишился зрения.
 
Спустя какое-то время женщин и детей стали грузить в вагоны. В этот момент, вспоминает бывшая узница, каждый осознал, что станет пленником лагеря смерти. Женщина помнит, что людей словно скот погружали в вагоны. В них не было места не то что сесть, стоять было негде. Так Валентина Гавриловна оказалась в Прибалтике. Там 6-летняя вместе с семьей оказалась в заключении на территории разрушенного театра. Затем их отправили в Польшу.
 
Вспоминая те времена, бывшая узница рассказывает, что у немцев было так заведено, узников постоянно куда-то перевозили. Так семья Валентины Гавриловны оказалась в Германии. Бывшая узница рассказывает, что тяжелее всего было видеть казни: в концлагерях чуть ли не каждый день расстреливали или вешали. В концлагере было много поляков. Они находились на службе немцев. На всю жизнь ветеран запомнила, как они ласковой произносили «пани», а после выстреливали узникам в затылок.
 
Запомнилось и то, что жестокость проявляли именно солдаты. В Германии немецкие женщины не раз пытались передать нам хлеб и кулечки с красной смородиной узникам, но патрули жестоко отгоняли их прикладами, но женщины не оставляли попыток.
 
День освобождения она, как и все участники войны, не забудет никогда. Этот день, по словам бывшей узницы, стал, наверное, самым счастливым в истории всей нации. В начале мая 1945 года их освободили советские танкисты. А через пару дней появились американцы, которые готовы были забрать советских детей в США. Но изнеможённые малыши не соглашались, цеплялись за советских солдат и кричали, что поедут домой.
 
Сегодня бывшая узница помнит все, как будто события произошли только вчера. Она говорит, что война – это ад, это самое страшное, что может быть. Она просит потомком помнить это и никогда не забывать, чтобы уберечь каждого от повторения такого кошмара.

Учредитель

aksp    littlelogo  logo fgosuslogi.jpg logo doveriya

мы в соцсетях:youtube v1  regnum_picture_149865944578092_big.png icons8 vk 128 icons8 yandex zen 128 odnoklassniki circled