ВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ «Учебная тренировочная квартира: опыт обучения молодых людей с ментальной инвалидностью навыкам самостоятельного проживания» - КОМПЛЕКСНЫЙ ЦЕНТР СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ НАСЕЛЕНИЯ ГОРОДА БАРНАУЛА
    С 2018 года на базе «Комплексного центра социального обслуживания населения г. Барнаула» реализуется социальная практика «Учебное сопровождаемое проживание». Данная технология направлена на обеспечение качественных изменений жизни детей с ментальной инвалидностью, максимальное развитие самостоятельности подростков в процессе решения повседневных задач. Обучение подростков проходит в   оборудованной квартире, расположенной на первом этаже жилого дома, которая включает в себя общую гостиную, две спальни, кухню, санузел, санитарную комнату. Всего за данный период 15 ребят прошли обучение в тренировочной квартире.
    Количество обучающихся 3-4 человека, курс обучения составляет три месяца. Дети занимаются ежедневно, кроме выходных. Обучение осуществляют специалисты по социальной работе, социальный работник.  Заезды в тренировочную квартиру происходят в соответствии со следующими принципами:
      1.Разнополый состав группы. Таким образом, дети получают своеобразный стимул к изменению себя и своего поведения, компенсируют недостаток и неумение общаться с противоположным полом. Это помогает им научиться работать в группе и развивает внутреннюю отзывчивость и способность принимать помощь и помогать другому.
      2. Психологическая совместимость в группе, учитываются их личные интересы и предпочтения.
     3. Возможность оказания взаимопомощи внутри группы. В группе всегда есть участники, которые могли бы оказать поддержку более слабым ребятам в процессе обучения. При этом специалист больше времени и внимания уделяет индивидуальной и интенсивной отработке других навыков.
    В ходе первых двух недель обучения на каждого обучающегося составляется психолого-педагогическая характеристика и индивидуальная программа обучения.  Психолого-педагогическая характеристика состоит из двух частей. В первой части содержатся общие сведения, социальная картина развития и индивидуальные особенности обучающегося, во второй части описательная оценка сформированности навыков самостоятельной жизни до обучения. Характеристика является основой для последующей разработки индивидуальной программы обучения в тренировочной квартире. В ходе составления программы формулируются задачи обучения, и детально излагается содержание по каждому направлению.
    Обучение осуществляется по трем направлениям: бытовая деятельность, социально-коммуникативная деятельность, досуговая деятельность  Большинство подростков, обучающихся в «тренировочной квартире», не имели навыков самостоятельного приготовления пищи дома. Они не пробовали готовить ранее, и поэтому для них любая простая операция помыть и почистить овощи, нарезать овощи для салата – это новый самостоятельный навык. Содержание обучения организации питания включает освоение следующих видов деятельности: приготовление пищи, приготовление пищи с использованием бытовой техники, приготовление пищи по рецепту и по памяти, сервировка стола, мытьё посуды вручную. Ещё одним немаловажным разделом в обучении детей самостоятельному проживанию в «тренировочной квартире» является расчет денежных средств. Этот раздел включает умение обращаться с деньгами, учитывать свои доходы и планировать расходы. Специалисты предоставляют информацию о деньгах в зависимости от уровня интеллектуального развития обучающихся. Наиболее простой и действенный способ обучить способам обращения с деньгами – это посещение магазина. Ежедневные походы в магазин двух человек по графику в сопровождении сотрудника эффективно тренируют навыки использования денег. В процессе обучения подростки осваивали индивидуальный объем содержания основных аспектов покупательской деятельности, таких как: обращение с деньгами: бюджет покупок в магазине, планирование и осуществление покупок. Немаловажным является раздел обучения способам коммуникации, правилам безопасного поведения, а также знанию и соблюдению своих прав и обязанностей. Например, когда на обучение приходили незнакомые друг с другом ребята, их сближали общие правила поведения в «тренировочной квартире». Как выразить свое мнение, как обратиться за помощью или отказаться от нее, как общаться, чтобы не обидеть другого человека, как принимать самостоятельные решения, как довести начатое дело до конца. Особое значение приобретает простое, на первый взгляд, но в то же время очень важное направление – проведение досуга или организация отдыха в жизни людей с инвалидностью, так как этому тоже надо обучать. Содержательное направление «Досуговая деятельность» включает обучение организации своего свободного времени с пользой, формирование потребности и умения культурно отдыхать дома и за его пределами, посещать общественно-культурные места, ходить на прогулку. В рамках обучения специалисты консультировали и родителей по основным направлениям социально-бытовая, социально-коммуникативная и досуговая деятельность, для того чтобы у детей в дальнейшем поддерживались и закрепились приобретенные навыки. Успех освоения навыков подростками по каждому из содержательных направлений во многом зависит от готовности родителей к взаимодействию со специалистами, организующими реабилитационный процесс, так как процесс обучения не должен ограничиваться рамками тренировочной квартиры, он должен обязательно быть в закреплении и продолжен в домашних условиях. По окончании заезда каждая семья получает домашнее задание в форме письменного или пиктографического плана тех дел, которые ребята осваивали в тренировочной квартире. К плану также прилагаются рекомендации специалистов: что, и в каком объеме, должен выполнять подросток, а также общие рекомендации по взаимодействию с подростком.
     По окончании заездов родители оставляют специалистам центра отзывы. Все родители отметили, что в процессе обучения подростки очень изменились, стали более общительными, самостоятельными в решении некоторых бытовых вопросов, с удовольствием помогают по дому, и кроме того, они обрели новых друзей, с которыми общаются с большим удовольствием
 
IMG 5079
 
IMG 5201  20200131 135803

Учредитель

aksp    littlelogo  logo fgosuslogi.jpg logo doveriya

мы в соцсетях:youtube v1  regnum_picture_149865944578092_big.png icons8 vk 128 icons8 yandex zen 128 odnoklassniki circled